Образы «Живых» и «Мертвых» душ в поэме Гоголя

В «Мертвых душах» Гоголь широко изобразил картины русской действительности. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и «с одной стороны».
Главное место в поэме отведено галерее поместных владетелей. Портретная галерея «Мертвых душ» открывается Маниловым. По своей натуре он добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не принес пользы. Паразитическое существование вызвало в нем полную атрофию активного, творческого начала.
Следом за Маниловым

Гоголь показывает Коробочку, лишенную подлинно человеческого чувства и ставшую рабой накопительства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — «товар». Поэтому Коробочка не видит различия между живыми и мертвыми душами, она только боится продешевить. Автор называет ее «дубиноголовой». Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества
Самые характерные черты Ноздрева — болтовня, хвастовство и вранье. В его присутствии ни одно собрание не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет
Ноздрева «историческим человеком».
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью, у него все «упористо», без шаткости. Гоголь беспощадно разоблачает помещика-кулака, жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича сводились к личному материальному благополучию да к сытной пище.
В образе Плюшкина мелочность, ничтожество и пошлость достигает предельного выражения. Скупость, страсть к накопительству лишили его человеческих чувств, и привели к чудовищному уродству. В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Разорение крестьян, их вымирание, бегство из-под помещичьего гнета — все это придает картинам жизни Плюшкина особенно сильное социальное звучание.
Образы «хозяев жизни» в «Мертвых душах» представляют собой широкие обобщения общественно-исторического диапазона. Поместные герои «Мертвых душ» — носители и защитники застоя, всего отжившего, гнилого, и в то же время выразители собственнического эгоизма, грубого стяжательства.
Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков — типичный образец первоначального капиталистического накопительства. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. В характере его проявляется буржуазное начало. Новый герой обладает многими преимуществами, которых нет у поместных дворян: образование, энергия, предприимчивость. Роднит же его с «хозяевами жизни» подлость и пошлость натуры, пренебрежение интересами страны.
Типы деревенских помещиков в поэме дополняются образами губернатора, прокурора, полицмейстера, описанием городских чиновников. Всем им чуждо понятие о гражданских и общественных обязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник дохода. Типичные черты чиновничества Гоголь воплотил в образе Ивана Антоновича Кувшинное рыло, извлекающего выгоду для себя из любого дела, проходящего через его канцелярию.
Пошлость и ничтожество интересов характеризуют и женское общество, в котором с претензиями на вкус и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня.
Миру мертвых душ противопоставлен в поэме обр

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образы «Живых» и «Мертвых» душ в поэме Гоголя