Реалистические типы героев в романе Бальзака «Отец Горио»

В «Отце Горио», законченном за сорок дней бешеной работы, сосредоточилось столько содержания, что трем его главным героям как бы тесно на сравнительно небольшом пространстве этого романа. Бывший торговец мучными изделиями, страстно и слепо любящий двух своих дочерей; они продавали ему крохи дочернего внимания, пока он еще мог платить, потом выбросили вон; они терзали его, «как палачи». Беглый каторжник Вотрен, заряженный огромной энергией, доказывающий с несокрушимой логикой, что действия банкиров, судей, министров отвечают законам и обычаям каторжного мира. А между Горио и Вотреном — молодой дворянин Растиньяк, полный жажды успеха. Он выбирает себе путь, усваивая столь разные и все же столь сходные уроки — урок судьбы Горио и поучения Вотрена. Все элементы романа в их сложной соотнесенности служат выявлению глубочайшей коренной аморальности дворянско-буржуазного общества эпохи Реставрации.
Законы общества определяют поведение героев романа и поощряют все порочное в них. Но, воплощая первую заповедь реалистического искусства, Бальзак не ставит героев в рабскую зависимость от среды, не удовлетворяется односторонним освещением. Общество направляет человека и давит на него, но все же герой может и выбирать, ему даны воля и разум. Горио и сам виновен в том, что потворствовал дочерям и воспитал в них безмерный эгоизм. Растиньяк мог бы выбрать и другой путь.
«Отец Горио» посвящается «великому и знаменитому Жоффруа де Сент-Илеру в знак восхищения его работами и гением». Этот ученый раскрывал изменения животных организмов в зависимости от среды и подготовил идеи Дарвина об эволюции видов. Бальзак в курсе последних достижений естественных и гуманитарных наук. «Все, что расширяет науку, расширяет и искусство» — скажет он устами одного из своих героев, изобретателя и композитора Гамбары. Очень характерно для Бальзака, что под его пером понятия «художник», «философ», «ученый» обычно сливаются, он пользуется ими как равнозначными и взаимнозаменяемыми, ибо все они объединяются в понятии «исследователь» и «творец». Он постоянно называет себя историком, — наверное, не менее часто, чем художником или писателем. Он напишет даже так: «Начинают понимать, что я более историк, чем романист.».В первые десятилетие XIX века «романами» все еще продолжали называть, по традиции двух предшествующих веков, произведения неглубокие, чисто развлекательные, противопоставляя их высоких жанрам — трагедии и эпопее. Поэтому Бальзак часто называет свои романы «историями», «композициями», «трудами» и особенно охотно «этюдами», то есть изучениями. Устами близкого ему молодого писателя Бальзак в предисловии к своим сочинениям выражает заветную цель: «Создать образ целой эпохи, назваться историком ХIХ века.».
Творческая фантазия Бальзака, неотделимая от его феноменальной наблюдательности, постоянно возбуждается вопросами: почему? Каким образом? В силу какого закона? Ему важно глубоко исследовать создаваемые им характеры — «объяснить выражение лица человека всей его прошлой жизнью», эпохой, глубоко и правдиво мотивировать события, из которых складывается действие произведения. Одна из заповедей Бальзака: «Не отделять следствие от причины, так как они неразделимы и кроются одно в другом». Лица и события его романов, заключающие в себе свое объяснение, должны быть драматичны и занимательны, нести все напряжение переходного времени и всю энергию человеческих страстей, все возможности человека в добре и зле.
Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. В лице старике Гранде он представляет современного гения наживы, которые способен заработать деньги на чем угодно. Старик Гранде — это фальшивый миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Он отрекся от всех земных радостей, от всех радостей жизни, он иссушил дочь, предал родных и близких, лишил их счастья, но нажил огромное состояние. Его удовлетворение — в финансовых аферах и удачных спекуляциях, в торговых победах, экономических завоеваниях. Он своего рода бескорыстный служитель «искусства для искусства», так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.
Бальзак постиг власть денег, все события у его в той или иной мере связаны с деньгами. Он сумел показать, как просто финансовое благополучие и деньги меняются на все, начиная от предметов первой необходимости, и кончая талантом, вдохновением и другими святыми и нежными чувствами. У Бальзака представители самых благородных профессий — священники, врачи, артисты, поэты и многие другие упали под пятой денег, и стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.
В обществе, каким его видит и изображает Оноре Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, персонаж, который впервые появляется в романе «Отец Горио»). Излюбленная тема Бальзака — яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город, и делающий себе карьеру ценой своей духовной и нравственной гибели — любимейший образ Бальзака. Таков Растиньяк из романа «Отец Горио»,
Его женщины, в большинстве своем такие же холодные эгоистки, думающие только о себе, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины — в большинстве своем похотливые мужчины, самцы. Если Бальзак и создает чистую девушку как Евгения Гранде, то только для того, чтобы показать, как самое чистое сердце в атмосфере современной жизни черствеет, вытравляется, как пропадает искреннее чувство и трогательная любовь.
Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит малость пессимистический характер. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача — собирать документы о людях и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что «Человеческая Комедия», это тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Возможно, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешенными погонями за благами жизни, телесным наслаждением и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...